Белуха. Впечатления от восхождения

Попасть на Белуху я хотела достаточно давно, манили рассказы и фотографии уже побывавших там. Но все что-то мешало — то не хватало денег, то времени, в общем, все как всегда. И вот, наконец-то, звезды сошлись — и я уже сижу с рюкзаком в поезде до Новосибирска. В нашей команде, помимо меня, еще семеро человек, включая нашего инструктора — Владимира Гунько. Отпустим подробности нашего пути до Алтая- ведь главное тут не дорога, а само восхождение.

Далее под катом…

День первый. Наш пешеходный маршрут начинается от стоянки «Три березы», докуда нас забросили в кузове зверя именуемого ГАЗ-66. Наша цель на день — дойти до лагеря возле Аккемского озера. Жара. В такую погоду мне идти тяжело, приободряет только мысль о том что мы идем в горы- в прохладу снегов и ледников. Под конец пути небеса, видимо, внемлют моим мольбам о холоде и отзываются проливным дождем с градом, промочившим нас до нитки.

День второй. Все прекрасно — отдыхаем и сушимся. К вечеру приходят кони, несущие до лагеря наши продовольствие и снарягу — все донесено в целости и сохранности, завтра можем спокойно двигаться дальше.

Вкусные травяные чаи в лагере на Ак-Кеме

День третий. Идем до Томских стоянок. В начале пути останавливаемся у домика пограничников — по Белухе проходит граница с Казахстаном, без пропусков нахождение на пограничной зоне запрещено. Мало ли, вдруг мы решим совершить приятное с полезным, и прямо с вершины Белухи дюльфернем в Казахстан в поисках лучшей жизни! Остановка оказывается очень кстати — именно в этот момент восходит солнце, освещая небо и вершины Белухи насыщенным розовым светом. Волшебное и быстротечное зрелище! К тому моменту как нас зарегистрировали, предоставление от природы почти закончено и мы можем спокойно идти дальше.

Рассвет на Ак-Кеме

Спустя примерно час пути проходим деревянную часовню Архангела Михаила. Небольшая,  но при этом изящная, она прекрасно вписывается в окружающий горный пейзаж, и мой внутренний архитектор удовлетворен этим зрелищем.

Вдали появляется часовня

Привал

По мере продвижения дальше заканчивается зелень, начинается курумник, лед и снега. На Томские стоянки мы приходим к 11 утра. Весь оставшийся день сидим под беспощадно жарящим солнцем. Облака периодически пытаются закрыть солнце, наступая круговым фронтом со всех сторон стразу, но что- то никак не даёт им сомкнуть круг , и после нескольких попыток они так же во все стороны расползаются. Чтобы совсем не расплавиться, я уползаю в тень большого камня, и оттуда слушаю грохот летящий по соседним склонам камней и неторопливые разговоры товарищей по приключению.

Вид с Томских стоянок

На следующий день мы встаем рано. Пока прохладно и безопасно, быстро преодолеваем перевал Делоне и цирк под красноречивым названием «Сковородка» и к 11 утра (опять это время, стабильность — наше второе имя) уже начинаем разбивать наш штурмовой лагерь на Берельском седле.

Последняя веревка на Делоне

Трещины на Сковородке

Сковородка

Впереди,чуть правее двух вершин — Большое Берельское седло, где и будет стоять наш лагерь

Наш штурмовой лагерь

По залитому солнцем склону Белухи через каждые несколько минут сходят лавины, и нам остается только делать ставки, пересечет ли очередная лавина тропу на гору или нет. Пока я прохлаждаюсь, парни тренируются в мастерстве строителей (или рудокопов, тут уж как посмотреть). В итоге их трудов очень скоро в снегу возникает комфортабельная трехместная пещера, к тому же оснащенная( как оказалось позже) прекрасным водопроводом.

Та самая пещера

К вечеру со всех сторон начинают собираться облака. В этот раз попытка одолеть солнце у них проходит более удачно- в итоге всю ночь вокруг нас громыхает гроза, по палатке периодически тарабанит дождь.

Непогода окружает

Но к часу ночи, когда мы встаем на маршрут, небо более — менее разьясняется, появляются звезды. И, хоть где- то вдалеке бродят тучи, угрюмо вспыхивая заревами молний, принимается решение идти на Белуху.

Очень скоро на нас наползает облако, поглотившее все вокруг. Я иду вторая в связке, и, оборачиваясь назад , вижу только пару человек за собой. Остальные полностью растворяются во мгле. Так мы идем пару часов. В какой-то момент облака неожиданно развеиваются и я успеваю заметить справа трещины и глыбы снега и льда нереальных исполинских масштабов. В тот же миг туман заволакивает мир, и от увиденной картины остается лишь сюрреалестическое ощущение, как будто мы находимся на другой планете. По итогу оказывается,что мы свернули чуть-чуть не туда. Поняв это, Вова достаточно быстро сориентировался, и вот мы уже бодро топаем дальше на маршрут.

По мере движения я вижу как у меня темнеет от сырости пуховик, промокая насквозь, коса становится мокрой, с каски периодически льется вода, а на очках постоянно образуется капли росы. Поначалу я пытаюсь их стирать, но вскоре мне это надоедает и я убираю очки в карман — все равно из за тумана ничего не видно.

Ждем, пока инструктор найдет нужную тропу

Думаете, на фотке 2 человека? Вы сильно ошибаетесь!

В тот день мы сделали подход под 2 маршрута- 3А и 3Б. Но туман, а потом и все усиливающийся ветер с ледяной крошкой заставили нас отступить. Практически весь остаток дня мы проспали, убаюкиваемые шумом дождя. В перерывах между дождем пытаемся высушить вещи, и, как ни странно, нам это удаётся.

К вечеру погода улучшается — облака уходят вверх

«Погода идеальная!»- заявляет Вова на следующее утро, выглянув из палатки.

И правда — немного подморозило, небо полностью расчистилось и переливается миллионом звезд. Дугой через все небо прокинулся Млечный путь. Но времени любоваться особо нет — надо идти на маршрут. Теперь, при ясной погоде, он кажется совсем другим. Первая крупная трещина, которая по моим воспоминаниям должна была возникнуть нескоро, совершенно неожиданно возникает почти в начале пути. Как потом оказалось, трещин по пути будет еще немало. От узких, забитых снегом и почти не заметных,через которые легкомысленно перешагиваешь, до широких открытых трещин, пугающих своей бездонностью.

Встречаем рассвет на маршруте

Подходим к классической 3А

А вот и сам маршрут

Поднимаемся мы по классической 3А. Дается она мне не очень просто- при попытках лезть быстрее не хватает воздуха и я начинаю судорожно задыхаться — видимо, сказывается высота и недостаток кислорода. В остальном высота никак не дает себе знать- ни головной боли, ни тошноты, так что на вершине меня ничего не отвлекает от созерцания открывшихся красот. Какое счастье, что мы не поднялись сюда вчера, в непогоду, когда видимость была почти нулевой! Открывающиеся с вершины виды потрясают — ни один фотоаппарат не сможет передать то, что видишь глазами. Бесконечные гряды гор, языки ледников, реки и покрытые лесом долины- все как на ладони. Жаль только, что времени на любование немного-нужно быстрее спускаться, пока не пошли лавины.

Это еще не вершина!

А вот это она — вершина Белухи, обозначенная ледорубом с висящем на нем колокольчиком

Спуск с Белухи показался мне самым неприятным моментом всего восхождения- на этот раз я оказалась последней в связке. В итоге семеро вперед идущих парней, спускаясь, тянули меня веревкой меня вниз, от чего я, как ни странно, начинала тормозить. Ведь одно дело просто спускаться вниз — а совсем другое когда тебя тянут вниз с силой трактора! Пришлось изо всех сил бороться с инстинктом самосохранения, который кричал, что нужно посильнее врубиться в ледник кошками и ледорубом, а можно еще и зубами для надёжности, и , главное, ни за что не отпускаться! Как оказалось, мой мозг паниковал практически зря — немного сорвалась, не устояв под натяжением веревки, я только в конце, но в спешке я сама этого почти не заметила — нужно было быстрее спускаться с опасного склона.

Начало спуска

Впереди самый непростой для меня участок спуска

Трещины идут по всем леднику

В итоге, когда опасные трещинами участки заканчисваются и связка была расформирована, я на радостях от полученной свободы вприпрыжку прискакала к штурмовому лагерю первой.

Забрав все свои пожитки с Берельского седла, мы двинулись вниз к Аккемскому озеру. По пути хорошенько пожарились на Сковородке, постояли в пробках (даже в горах от них не деться) при спуске с Делоне и промокли под градом с дождем в районе Томских стоянок. В конце пути появляется зелень, особенно меня радуют вспыхивающие как солнце то тут, то там поляны ярко- желтых маков.

Трава в иллюминаторе)

На деревянных ногах мы приползаем к лагерю уже на закате. Прекрасным завершением дня стали баня, компот и котел  салата, который неведомым образом сами собой настругали мои руки. На следующий день нас ждал только спуск до Трех берез и выброска на ГАЗ-66 в  Тюнгур. А пока можно было сидеть, блаженно вытянув уставшие ноги и с удивлением осознавать, что всего полдня назад мы стояли на вершине Белухи — гордой и своенравной красавицы, в которую невозможно не влюбиться..

Текст и фото  — Доронина Ю.

2 Комментарии к посту Белуха. Впечатления от восхождения

1. Юля молодец! Отличный рассказ )

2. Очень живой язык,как будто сама сходила!)