Больше чем просто доска

IMG_9948

Здесь нет подъемников, бугелей, подготовленных трасс, снегоходов, ратраков, гидов, инструкторов, спасателей. Здесь ты за гида, спасателя, подъемник — все зависит от тебя и погоды.

Обещанный рассказ о диких местах, непройденных горах, лавинах, сильных ветрах, обидных падениях, логистике выхода из горных цирков, палящем горном солнце, тридцатиградусных морозах, людях. В диких горных массивах Хакасии и Тувы.

Предисловие

Перед тем как начать рассказ о нашем постновогоднем далеком трипе, хотелось бы сказать несколько слов о том, как вообще возникла такая идея, откуда мы узнали про такие горные массивы на границе Хакасии и Тувы.

Каждый год в мае наш клуб «Красноярский Клуб Альпинистов» проводит альпинистские сборы в республике Тува, в районе горы Мунхулик (3577м), туда съезжается почти весь свет Красноярского альпинизма, различного уровня и с разными целями.

Гора Мунхулик 3577м

Гора Мунхулик 3577м

Добираемся до Тувы в основном на своих машинах (не считая забросок в труднодоступные районы с почти отсутствующими дорогами). Дорога занимает около 800 км и проходит через красивейшие места Хакасии и Тувы в том числе и через перевал (тот самый 100ый перевал на границе Хакасии и Тувы высотой 2206м, дороги Абакан-Ак-Довурак).

Два года назад мне повелось так же съездить с Клубом Альпинистов в Туву на сборы, но у Тувы были совсем другие планы. Мы ехали на простой легковушке, летней резине, май месяц, почти лето, дороги сухие на всем протяжении. Подъезжая к перевалу, осознаем — кто не полноприводный, на перевал не заберется, его завалило снегом. Тува не захотела нас пускать. Завалило серьезно, грейдер не справляется, все осложняется еще сильным ветром, сдувающим снег с соседних склонов прямо на дорогу, дело было во второй половине дня, температура воздуха упала, дорога покрылась ледяной коркой. После нескольких попыток взобраться на переднеприводной тойоте, понимаем, что придется ночевать у подножья перевала, рядом с дорожниками. Благо, палатки, спальники, немного еды с собой, температуры не сильно низкие, ночь переночуем.

Май месяц, скоро лето

Май месяц, скоро лето

На утро нас встретила солнечная погода и мы увидели все красоты местности, и я понял, что это идеальное место для катания. Утром, после того как дорогу почистил грейдер, спокойно проехали перевал  и дальше куда планировали.

Следующее утро

Следующее утро

Следующее утро

Следующее утро

Но эти вершины, пики, кулуары, контрфорсы, гребни, карнизы не выходили из головы. В любом месте куда бросался взгляд, вырисовывались идеальные линии, открытые поляны, отличный уклон.

Спустя 2 года единомышленники из клуба, и не только, решились потратить новогодние праздничные дни на воплощение данной идеи.

3 дня катания

Совсем недалеко от перевала (20км) стоит база отдыха «Снежный Барс». Решив, что это не расстояние, мы забронировали домики и остановились там. Хочется отметить, что база —  отличное место для отдыха от городской жизни: там нет связи, интернета, телевизора, грязи городов, множества людей. А еще там отлично кормят (да, да питание включено 3-х разовое, да еще какое, даже с такими нагрузками, кажется, набрал пару килограмм).

Домики на базе "Снежный Барс"

Домики на базе «Снежный Барс»

Выдвинулись из Красноярска 2 января, ночь в Абакане, 3го после обеда  — на базе. Заселились и сразу поехали смотреть склоны, снег, планировать места спусков. Если бы мы были не первый раз с целью катания, то в этот же день уже можно было сделать пару коротких спусков, но так как нам было ничего не известно, решили потратить полдня на подготовку. На подъезде к перевалу начали играть нервы – снега мало, курума не закрыты, не уж то зря приехали? Но в Приисковом тоже «снега нет», это было обманчивое начало. Всех красот мы не увидели, перевал заволокло туманом и сильным ветром, но дорога была почищена и подсыпана. Отдельное спасибо вахтовым рабочим мужикам, чистящим дорогу и днем, и ночью, как заметет. Еще солнце садиться на юге Хакасии на 20-30 минут позже Красноярска, что удлиняет световой день и играет нам на руку. Поездили на машинах, посмотрели, пофотографировали, спустились в Туву, подумали о том , как логично спускаться прямо к машинам. С чувством выполненного долга вернулись на базу, где нас откормили досыта.

Грейдер за работой

Грейдер за работой

Дорога на перевал

Дорога на перевал

Так как на перевале часто дует сильный ветер, большинство склонов — надутый фирн, наст, корка с участками задутых мест со снегом, но есть и лавиноопасные кулуары с обилием снежного покрова.

Планы

Планы

Ночи холодные (-30 -32), следует подумать, как не заморозить машину (оптимально снять аккумулятор, прогрев – до заправки 100 и 100 км в разные стороны, либо дополнительная канистра горючего, так и делали). Утра прохладные (-25), днем солнце прогревает воздух до -15 -17, что сыграет свою роль в дальнейшем.

Страшный аппарат

Страшный аппарат

День второй: Завтрак, сбор снаряжения, по машинам, выдвигаемся. Подъезжаем к перевалу, сильный ветер, очень сильный, сдувает снег на дорогу, на пол пути сужается до 0,5 полосной, проехать дальше нельзя. Опять Тува капризничает. Спускаемся до дорожников, спрашиваем: «Когда чистить?», в ответ получаем: «Через час». Час ожидания — это слишком много, принимаем решение выдвинуться на снегоступах на ближайшую гору и скатить там. Пока переодеваемся в домике у дорожников, узнаем, что холода пришли недавно, до этого сильных морозов не было. Ниже перевала мест для катания не так много, оснежнение в этом году не радует нигде. Выбрали более-менее годную сопку с хорошим надутым кулуаром.

Все почти готово

Все почти готово

Небольшая сопка

Небольшая сопка

Перешли поле к горе под сильным ветром, начали подъем, маску снять невозможно, задувает, глаза не открыть, поморозили щеки. Путь до места старта около 1,5-2 часа. Наверху все выдуно, ледовые корки, большие надувы. Несколько фото через силу воли, сопротивляясь ветру.

Почти пришли

Почти пришли

Почти пришли

Почти пришли

Снаряжаемся

Снаряжаемся

Снаряжаемся, начинаем спуск. Чуть ниже, в кулуаре уже нет ветра, хотим съехать вместе, справа мягкий снег, спрятанный от ветра, планируем к нему и вниз. Еще не начав движение, слышим провал, через секунду безмолвный шорох огромных съезжающих пластов ледяного снега. Все замерли.

Поехали

Поехали

P1200506 P1200509

Зрелище, происходящее от тебя в 5 – 10 метрах, поражает грандиозностью, силой, внушительностью и страхом, который пришлось испытать всем нам. Да, все проходили школу лавинной безопасности, закапывались в снег, откапывали, у всех были биперы и лопаты, но это ощущение не забудется никогда. Простой недлинный склон, теневая сторона, все должно было пройти удачно, но горы есть горы. Температура воздуха в тот день была теплее обычного, солнце было уже высоко. Решаем спускаться по очереди, контролируя друг друга взглядом, дальше от места схода, почти выезжая на выдунные до земли участки. При спуске видим следы еще одной сошедшей лавины, немного большей. Ладно, спустились, на поле, отдышались, теперь это шутка. Надеваем снегоступы, тропим обратно к базе дорожников.

Дошли до базы дорожников, время было 13-14 часов, дорога на перевал почищена, тепло, ветер стих, обдумываем дальнейшие действия. Оценив все факторы (склон за перевалом на солнечной стороне), неохотно принимаем решение вернуться на базу и закончить этот день, оставшись почти ни с чем. Это было верное решение, главное отказаться. По дороге обратно видим следы схода других лавин в разных кулуарах. База – еда, отдых, баня, печка, топка печки, печка чтобы прогреться, просушиться.

Следы мелких лавин

Следы мелких лавин

Следы мелких лавин

Следы мелких лавин

Не стоит недооценивать горы, какими бы они не были.

День третий: Подъем, завтрак, сборы, погода обещает быть отличной. Ветра нет – значит дорога не перевал очищена, едем. Так и есть: отличная солнечная погода, легкий ветерок на перевале, раннее утро, следы обвалившихся карнизов, которые ниже себя ничего не спустили. Спускаем одну машину в Туву, на второй поднимаемся на перевал и идем вдоль хребта в сторону безымянной вершины 2582м. На середине пути делаем раскаточный спуск в сторону дороги, отличный снег.P1200532

Мягкий спуск

Мягкий спуск

Вновь поднимаемся по хребту выше, не доходя вершины метров 200 (выше не закрытые курума), открывается отличный вид на весь хребет перевала и на 500км вдоль к горизонту, с другими горами и склонами, делаем фото. Выбираем старт без карниза, чтобы не свалить, начинаем спуск в сторону Тувы– идеально, лучший спуск за эти 3 дня. Склон жесткий, участки покрытые коркой сменяются небольшими озерцами пухляка, но склон позволяет развить хорошую скорость. Выкат к ручью, снегоступы, 1км пробивания тропы до дороги по пологому участку к машине.

Подъем

Подъем

Старт

Старт

Выкат

Выкат

Иногда кажется, что снега не так много, есть незакрытые участки, торчит трава, но даже при таком оснежнении ни разу не цапнул скользяком траву, камни, что либо еще — снега достаточно.

Немного линий

Немного линий

Подъем по хребту, спуски, выходы, подъемы на машине, переодевания занимают немало времени. Два спуска – время на часах 13:50. Силы тоже утекают с большой скоростью. По хребту идти в гору уже мало желающих, решаем сделать спуск от дороги на вершине перевала в цирк в сторону Тувы. Карнизы слева, справа — выбираем безопасность, стартуем, снег  мягкий. Спускаемся к ручью вниз цирка, спуск оказался недолгим, линии получились.

Короткий

Короткий

В цирк

В цирк

Выгребать пришлось довольно долго,  1-1,5 часа тропить по глубокому снегу вверх, хорошо, что  есть снегоступы. Идем  траверсами по 45 градусов, потихоньку. Солнце уже садится, идем по границе тени от противоположной стены цирка, красота, фото. Выше начинается уклон круче, снега меньше, снегоступам с кошками цепляться не за что, снимаем и  идем так, выходим к дороге, еще немного вверх и к машине. Время около 16 часов, солнце почти село, сразу ощущается дыхание мороза, температура резко падает, довольные едем топить печку и греться.

P1200591

Выгребаем

Выгребаем

В том цирке много мест для катания, есть пологий лес с пухляком (по которому легче было бы выгребать из этой ямы, но расстояние сыграло свою роль), есть крутые лавиноопасные склоны с контрфорсами и дропами с верхнего карниза.

Хороший цирк

Хороший цирк

Все бы хорошо, но завтра нужно освободить домик в 14 часов. Вечером решаем, что делать завтра, какие склоны. Мнения разошлись. Скатить с хребта в этот же цирк и выгребать из него хочу только я, это получился бы только 1 спуск. Остальные хотят на длинный спуск в сторону Тувы к ручью, машине, чтобы быстро подняться и сделать 2 спуска. Утро вечера мудренее, идем спать.

Быт

Быт

День выезда: Завтрак, быстро собираемся и едем катать. Погода отличная, ветра нет. Тува отдалась нам в объятия. На перевале говорю, что пойду в любом случае по хребту в цирк с долгим выходом на свой страх и риск. Ладно, разделяемся, парни уходят на противоположный склон. К вопросу о безопасности это неправильно, случись что – оперативной помощи ждать бы не пришлось, но склон манил своей неприкосновенностью.

Подход к месту старта занял меньше времени чем у парней на противоположный. Со мной были еще люди, которые гуляли по гребню, попросил их заснять  как получится спуск, оставляю их на полпути, а сам быстро иду к старту. С места старта открывается отличный вид на другую долину, не видную с перевала, с еще более высокими горами, большим оснежнением, крутым уклоном, но и выход к дороге займет около 10 км.

Ладно, все готово, вщелкнулся, старт, спуск, все гладко, снег также коркой с участками пуха. Немного спускаюсь по гребню, чтобы не попадать в надутый опасный кулуар, но даже направляясь вдоль склона, чувствую ощущение неуверенности в покрове с левой стороны: поедет или нет? Не поехал, окей, начинаю спуск по основной горе, набираю скорость, нога подскакивает на чем-то жестком, падение. В голове 2 мысли: «Блин, я запорол спуск, могло получиться хорошее видео» и вторая,  в то время как я оперативно встаю на ноги и быстро оглядываюсь назад: «Не начали ли сходить пласты снега». Все чисто, спускаем дальше до ручья.

Старт чуть выше

Старт чуть выше

Это было самое обидное падение — такой идеальный длинный склон, солнце, отличная погода и тут на ровном месте, мда. Второй попытки не будет, так как время уже поджимает, и пора выселяться из домика.

Немного видно линию спуска

Немного видно линию спуска

Далее тропить в гору,  проваливаясь даже в снегоступах по голень. А еще при планировании стоял вопрос о переходе ручья — есть он там под снегом, или нет, замерз или бежит, и насколько глубокий. Но его пролетел на скорости на другую сторону на доске — проблемой меньше.

И снова тропить вверх

И снова тропить вверх

Помощь друга

Помощь друга

Довольно быстро вышел к дороге, встретил парней, успели еще сделать спуск с другого хребта, нашли мягкое, пухлое место, идеальное завершение трипа.

Пухлое место

Пухлое место

Кто сумел - траверсанул в лес

Кто сумел — траверсанул в лес

В завершении

Район не труднодоступный, все рядом, не пришлось даже жить в палатке, готовить еду и ходить большие расстояния. При большем оснежнении — откроется больше возможностей для спусков, но также и возрастет лавинная опасность. Район также прихотлив к погоде, перепады  температур день/ночь  около 10 градусов, многие склоны днем подогреваются на солнце. Пойдет снег, будет дуть ветер – завалит перевал. Окутает туман — день пропал. Все как в горах, можно просидеть в домике несколько дней и скатить только небольшую сопку. Снега достаточно, все же 2500м высота окружающих пиков сказывается, не стоит ждать мягкого пухляка, лучше точить канты под лед.

Надо быть зависимым, чтобы заниматься этим делом, вставать рано утром, идти в гору, сопротивляясь холоду и сильному ветру, и все ради чего? 1-2 минутного спуска по совершенно нетронутым местам. Это не 10 раз в Бобровом логу, не Ергаки и даже не Шерегеш, это больше чем Приисковое. Это то, чем стоит жить.

P1200624

Разведали места:

Алексей Виноградов, Никита Патрин (klimat-ekspress.ru), Андрей Шарафетдинов (vk.com/id333206555)




4 Комментарии к посту Больше чем просто доска

  1. Сразу видно альпинистов, которые не могут без страданий!)

  2. От себя добавлю, что развед-поездка удалась, провели ее в фановом режиме, без амбиций на какие-либо рекорды по количеству спусков, хотя при соответствующей организации реально за день делать 5-7 спусков. Непременно будет второй заход, район очень перспективный не только для фрирайда, но я для пеших прогулок. Кроме упомянутых выше ребят, спасибо за компанию Виноградовой Татьяне, Мысову Андрею, маме, отцу и сестре Андрея Шарафетдинова.

  3. Молодцы ребята!!! Это адреналин раш просто получился!!!!✌️✌️✌️

Добавить комментарий

Войти с помощью: