Еще немного о Туве

Наше отделение

С 29 апреля по 9 мая ездила на учебно-тренировочные сборы в Туву, хр. Цаган-Шэбиту с Красноярским клубом альпинистов. По приезду решила написать об этом. Рассказ состоит из описания событий, происходящих с моим отделением, также где-то описывала свои эмоции и ощущения.
Ниже под катом очень много букв…

Использованы фотографии Брычевой Ирины и Ильи Ефремова (основная их масса в конце рассказа)

Очень хочу поблагодарить ребят из своего отделения — Гришу, Андрея, Настю,а также нашего супер инструктора, своего тренера — Илью Ефремова — за то, что терпели меня, мой тяжелый характер, помогали, подбадривали, учили, заставляли задумываться, переосмысливать некоторые вещи, преодолевать себя…

Я придерживаюсь той точки зрения, что жизнь сводит людей не просто так, а чтобы научить чему-то, указать на что-то…

“Альпинист- вполне самостоятельный человек и либо справляется сам, либо терпит.” И. Ефремов.

P.S. Также спасибо всем ребятам из соседних отделений и Красноярскому клубу альпинистов.

«В альпинизме важно быстро соображать” И. Ефремов

Пролог.

Солнечной, снежной, холодной ветреной… такой Тува предстала в этот раз для меня.

Тува — моя любовь. В эти горы, бескрайние степи, такое голубое небо — какого нигде еще не видела, я влюбилась сразу и окончательно еще год назад, когда впервые там побывала (спасибо за это Евгению Попову и Красноярскому клубу альпинистов), и поэтому принимая решение поехать на сборы в этом году, я не сомневалась ни секунды.

Ах, и как же приятно возвращаться туда, где находится твое сердце- понимать,  что тут ничего не изменилось, осознавать, что тут все стало таким родным уже, и что с каждой новой минутой, проведенной тут, влюбляешься в это место все больше и больше, прирастаешь к нему…

* * *

Сборы — это маленькая жизнь. Отделение — это твоя семья: участники- братья, сестры; инструктор — родитель.

И необходимо принимать их такими, какие они есть, идти на компромиссы, где- то подстраиваться, решать совместные задачи. В горах слетают все маски с людей, которые мы тщательно натягиваем в повседневной жизни и открываются все грани  характера человека- как хорошие, так и плохие.

Из сборов всегда возвращаешься чуточку другим человеком (или не чуточку), приходит осознание некоторых вещей.

Дорога.

Дорога до хр. Цаган-Шэбиту составляет порядка 800 км и проходит через такие населенные пункты- г.Абакан, г.Абаза, г.Ак-Довурак, п.Шуй. До конечного пункта добираться можно по разному:  частично на поезде/автобусе, потом на машине, либо полностью на машине. Наше отделение — я, Андрей,  Настя, Гриша во главе с нашим инструктором Ильёй Е. запланировали весь путь преодолеть на машине: около 6 часов вечера выехать  из Красноярска, часам к 11 вечера добраться до Абакана, там переночевать  в снятой  квартире,  дождаться последнюю  участницу нашего отделения — Настю, и выехать до п. Шуй. Но! В наши планы вмешался случай (лопнуло колесо на машине) и выезд был перенесен на несколько часов — по итогу из города мы выехали только в 20:30. Созвонившись по поводу квартиры и убедившись,что нас дождутся и смогут заселить, мы выехали из города.

До Абакана  добрались достаточно быстро — за 5 часов с остановкой во вкусной кафешке — Корчалык (точнее кафе называется по другому). Корчалык — название остановки. Добравшись до нужного нам адреса, я начала звонить насчет квартиры — и тут нас ждал сюрприз — никто не хотел брать трубку. Сделав еще несколько попыток, я понимаю, что это бесполезно, и начинаю искать другие варианты. Нам повезло, возле дома, где мы припарковались оказался вполне приличный хостел, в который, мы не долго думая, и заселились.

В этом же хостеле, как выяснилось утром, ночевал еще один участник тувинского путешествия — Василий Пацевич. Он убежал из хостела раньше нас, т.к. автобус, на котором он ехал, отходил рано. Мы же, не торопясь собравшись, поехали на вокзал, где нас уже ждала Настя. Погрузив все вещи в багажник, мы в полном составе направились в путь. Ехать было весело — состояние дороги оставляло желать лучшего, и ребята, сидящие на заднем сидении, на каждой кочке, ямке подпрыгивали. До границы Республики Тува добрались достаточно быстро, уже благополучно миновав сотый перевал- мы понимаем что проехали единственную кафешку на трассе, где можно было безопасно покушать (ехав обратно, мы её увидели и стало понятно, почему мы проехали- ее очень плохо видно с дороги). По дороге, после перевала, мы встретили еще участников сборов от нашего клуба. И теперь ехали вместе — мы впереди, они немного позади нас. Добравшись до Ак- Довурака, по рекомендациям Андрея решаемся покушать в местной закусочной рядом с шиномонтажкой — недорого и в принципе съедобно.

Около 16 часов дня, мы наконец подъезжаем к пос. Шуй. Уточнив дорогу, как добраться до поляны, мы не задерживаясь в поселке, отправляемся туда. Успешно миновав все препятствия дороги, мы, не смотря на все усилия нашего супер- водителя, все таки застреваем 3 колесами в грязи, не доехав буквально 1-2 км до поляны. Самостоятельные попытки выбраться ни к чему не привели,  и мы с Настей отправляемся пешком до нашего лагеря,чтобы просить о помощи​. Почти дойдя до лагеря, нас на машине догоняет наше отделение — оказывается пока мы шли, до нашей машины доехали другие участники и помогли вытащить. Вот так, с приключениями, мы добрались до лагеря нашего клуба.

День 1 (30.04.17) Заброска

Перед отъездом было решено, что забросимся в лагерь под Мунхулик  за 1 день, и не будем спускаться в нижний лагерь, но после приезда, стало понятно, что за 1 раз будет крайне сложно заброситься. Было решено, что будем забрасываться с дозаброской: сначала берем еду/снаряжение/личные вещи, необходимые на 2 дня — забрасываем, живем наверху 2 дня, а потом сбрасываемся вниз, отдыхаем 1 день и забрасываем все остальное.

И вот с заброски и начался этот день.

После открытия сборов, завтрака, сбора вещей началась долгая дорога наверх.
Сама дорога состоит из 3 частей — сначала нужно пройти по дороге около 1 км и уйти в лес. После 1-1,5 часов хождения по лесу с крутым набором высоты дорога выводит  на Плато (это уже 2 часть). Через 30-40 минут ходьбы по нему выходим деревяные столбы —  остатки от постройки. После этого нужно уйти немного левее и искать ориентир — дерево с георгиевской ленточкой (в  этом году там еще была красная тряпочка повешена). От этого дерева уходим в «пьяный лес» (это 3 этап) —   лес хорошо размечен, но шанс заблудиться есть все равно.
Я преодолевала весь этот путь около 6 часов. 1 и 3 этапы  давались очень не легко — тяжелый рюкзак тянул вниз, а спина призывала сбросить его; но самое тяжелое было уже на 3 участке — несколько раз я была  на грани сдаться — но мысли взять себя в руки и идти дальше брали верх каждый раз — и так я дошла до лагеря.

День 2 (01.05.2017) Комсомолл (это же 1Б!)

На Комсомоле (высота 3429 )

В качестве открывашки и акклматизационного выхода все отделения пошли 1Б на Комсомол.

Подъем был в 4 утра, выход намечен на 6 утра.

И вот: 6:00 и группа около 20 человек начинает выдвижение под маршрут.

Так как каждый идет в своем темпе — то спустя около 1 часа ходьбы все уже шли отделениями.

Наше отделение поднялось на вершину самое последнее в этот день. Во многом это из-за меня — подъем давался мне достаточно тяжело (тогда я еще не знала, что спуск и хождение по плато будет еще хуже): еще в самом начале у меня сильно разболелась голова, но выпив таблеточку я пошла дальше. Незадолго до вершины мы начали встречать наших ребят, направлявшихся уже вниз — они подбадривали, говорили, что осталось маленько уже. И вот… наконец долгожданная вершина. На нее мы поднялись в 12 часов дня, застав там еще одно отделение наших ребят. Немного отдохнув, нафотографировавшись и написав записку, мы выдвинулись вниз.
Во время спуска я потеряла ход времени: я очень сильно отставала от своего отделения. Ребятам постоянно подолгу приходилось меня ждать. Спустившись наконец до Плато,  я была такая злая на себя уже из-за того, что я такой “тюфак” — но самое тяжелое еще ждало впереди.

А впереди было Плато… А так как погода в этот день стояла теплая, то снег подтаял и стал мягким — и при ходьбе по нему проваливаешься чуть ли не с каждым шагом. О, это было самое настоящее испытание на стойкость и прочность. Не знаю точно сколько я шла, пока в очередной раз не провалилась просто по пояс — и мне просто не захотелось уже вылазить оттуда. В глазах стояли слезы, я очень злилась на себя,  а вид удаляющихся ребят угнетал еще сильнее. Минут через 5,  я заставила себя просто встать и пойти (мотивацией было, что ребятам снова меня ждать где-то там неизвестно сколько) — в голове к этому времени уже не было никаких мыслей: ни жалости к себе/ни злости — просто осознание того, что надо идти. И я пошла, снова проваливаясь. А потом вдруг в голову ворвалась мысль, что можно идти по следам и вероятность, что я провалюсь еще ниже, очень минимальна. Моя мысль оказалась верной. А потом я заметила, что все, кто прошел до меня сделали точно также.

В лагерь мы спустились около 17 часов вечера. Все восхождение заняло у нас 11 часов.

День 3. (02.05.2017) Таймыр. попытка №1.

Сразу, без отдыха, на следующий день было запланировано взойти на п. Таймыр по 2Б к.т. Подъем в 2 часа ночи, выход запланирован на 4 утра.

Но планам не суждено было сбыться. Еще при выходе из лагеря понимаем, что стоит не очень благоприятная погода, но было решено —  доходим до Плато, а там уже будем решать продолжить путь или вернуться в лагерь. Где-то через 1-1,5 часа ходьбы мы подходим к Плато. Видим, что на небе все затянуто и стоит туман, и при таком раскладе весьма опасно двигаться дальше. Также еще одним фактором (скорей всего решающим) послужило то, что у меня плохо высохли ботинки и ноги начали из-за этого подмерзать. Поэтому нашим инструктором было принято решение вернуться в лагерь.

Где-то в 7 утра мы были в лагере. Я получила выговор за плохо высушенные ботинки (урок на всю жизнь теперь — потому что когда пальцы стали подмерзать — спасали только отмахивания — стало немного не по себе из-за риска обморожения пальцев), и теперь моим занятием на ближайшие полдня была сушка ботинок.

На этот день был также запланирован спуск вниз для отдыха и дозаброски. Но спуститься в нижний лагерь сразу в этот день в них мы не могли — одно из наших отделений совершало восхождение — мы должны были сидеть в лагере на случай ЧС. Чтобы занять время, наш инструктор провел занятие — отработали попеременное и одновременное хождение по перилам (нам все таки очень повезло с инструктором:) Илья очень терпеливый человек, несмотря даже на наши косяки:))

Во время занятий случается ситуация: наши ребята на маршруте пропускают время связи — ни одна наша группа не может с ними связаться. Начинается подготовка к спас. работам, чтобы, если следующий сеанс связи снова будет пропущен, то спас. отряд мог бы выдвинуться к ним навстречу… Слава Богу что в 16:00 удалось установить связь: ребята уже поднялись на вершину, и начали спуск.
В 17:00 я, Гриша и Настя выдвинулись в нижний лагерь. До него мы дошли где-то за 3,5 часа. Для меня было настолько удивительно, что мы его так быстро преодолели, так как настраивала себя где-то на 5 часов спуска. Через 1-1,5 часа прибежали Илья с Андреем.

Вот такой вот долгий и насыщенный день выдался — порядка 20 часов бодрствования. После этого сон вчетвером в палатке должен был показаться раем)) Но, увы, ночь прошла не так хорошо — я просыпалась несколько раз за ночь, то от холода (ночь была достаточно прохладная), то от неудобного положения.

День 4. (03.05.2017) Дозаброска

День дозаброски. Выспавшись хорошенько (насколько это возможно было), позавтракав, собрав остатки снаряжения и еды, мы выдвинулись обратно наверх.
На этот раз я дошла за 4 часа — очень большой прогресс по сравнению с 6 часами. Тут роль сыграло наверно уже то, что я была отдохнувшей, рюкзак был полегче и было не так жарко. Точнее совсем не жарко — холодно было, но идти было комфортно, плюс замерзшая тропа очень облегчала передвижение.

День 5. (04.05.2017) Таймыр. Попытка №2

на вершине Таймыра (высота 3054 )

Подъем в 2 часа ночи, выход в 4 утра. Это была самая холодная ночь за все сборы — в палатке даже конденсат замерз — я проснулась от того, что Настя начала вставать и мне на лицо начал сыпать снег. В это утро мне очень не хотелось вылазить из спальника — но на гору попасть хотелось сильнее:)  Мы с Настей проспали на 30 минут- свой будильник я не услышала, а ребята, подумав, что мы слышали как они вставали не стали будить нас отдельно. Но несмотря на это, мы успеваем все сделать и выйти в срок — меня же еще отправляют на 15 минут раньше, из за моей медленной ходьбы. Где-то минут через 30-40 ребята догоняют и обгоняют меня.

Изначально предполагалось что под маршрут мы будем идти около 5 часов, лезть примерно 4 часа и спускаться до лагеря 7 часов.
Под маршрут мы подошли за 3 часа, чему Илья был очень рад и все хвалил меня — шлось мне вполне комфортно и хорошо, начинало теплеть после холодной ночи.
После быстрого подхода началось долгое влезание на гору — часа 2 мы только подымалась по курумам со  снегом. Потом наконец дошли до лазательной части. Разбились на 2 связки. Гриша полез с Настей, а я с Андреем. И вот пройдя 2 или 3 веревки — и добравшись до очередной станции мне сообщают, что Гриша повредил руку и нужно быстро поднимать его вверх, т.к. туда быстрее и безопаснее, чем вниз. Оставив на троих нам одну веревку, Илья с Гришей убегают вверх. Мы втроем связываемся одной веревкой — Андрей в начале — в качестве лидера, Настя в середине, я на другом конце веревки. Задача была идти одновременно — но это не везде удавалось, и приходилось останавливаться и организовывать страховку. В основном страховали  через рельеф, только 1-2 организовывали станции перед сложными участками.  Не дойдя одну веревку до вершины мы встречаем Илью: они с Гришей уже заждались нас на вершине. В целях экономии времени, последнюю веревку мы все прожумариваем. И вот, все препятствия пройдены… мы на вершине.

Подъем на нее занял у нас 7,5 часов. Вершина у Таймыра — гребневая, с ветром, сбивающим с ног: поэтому мы фотографируемся и начинаем спуск вниз. Ребята, как  обычно,  быстро  убегают  вниз, а я плетусь  сзади.  Но немного спустившись, вижу, что ребята ждут меня. Отдохнув, перекусив, мы продолжаем спуск. Нам нужно было спуститься вниз до долины, немного пройти по реке, потом подняться снова, пересечь Плато и спустится к лагерю. Но где-то на середине спуска в долину я чувствую, что меня начало накрывать — то ли от обезвоживания, то ли от усталости (на маршруте мы были уже около 12 часов), то ли от того и другого. Дойдя до долины выяснилось, что у нас закончился чай. А впереди подъем. Подъем я преодолеваю где-то за 1 час (из расчетных 40 минут) — дается он мне очень тяжело, через каждые несколько шагов останавливаюсь и перевожу дыхание. Но я не сдаюсь и дохожу до ребят. Самочувствие к этому времени уже совсем не очень — немного кружится голова начинает и подташнивать.  Но от этого нет никакого средства,  кроме как быстро идти вниз и отпаиваться. Что мы и начинаем делать. Я собираюсь, беру всю волю в кулак и быстрым шагом насколько это возможно, стараюсь не отставать от ребят. Плато мы пересекаем достаточно быстро — Илья идет немного впереди, выбирая дорогу и задавая темп, рядом со мной остается идти Андрей, периодически подбадривая меня. Дошла я уже на авторежиме — помню все весьма смутно — помню, что падала, что Андрей периодически мне что-то говорил, в голове была одна мысль — ИДТИ… В лагерь мы спустились к 18:30-19:00.

На вершине Комсомола

День 6. (05.05.2017) День отдыха

Учебные занятия — спас.работы — вязание носилок

Этот день был самым теплым днем на сборах.

В этот день мы отдыхали, отьедались. Также было проведено всеобщее занятие по спас.работам  — вязание носилок и перенос пострадавшего по рельефу.
Сначала инструкторами был показан принцип вязания носилок по методу «бутерброд». А потом каждое отделение вязало носилки самостоятельно. Т.к. нашим инструктором является действующий спасатель МЧС и школу по спас.работам большей частью нашего отделения мы проходили совсем недавно, то мы вязали немного другие носилки — пригодные для переноса не только по рельефу, но и для подъема и спуска с горы. Веревки длиной 70 метров хватило с лихвой абсолютно на все: связать сами носилки, частично зафиксировать пострадавшего и паука из нее же связали и веревка даже еще осталось :DDD

Вечер этого дня принес мне разочарование — Илья сообщает мне, что завтра я не пойду на восхождение, т.к.  физически плохо подготовлена, и это может быть травматично для меня. Да, было обидно, грустно. Ведь восхождение было на Мунхулик, а я уже больше года мечтала взойти на него… но делать нечего, и слово инструктора закон на сборах.

День 7. (06.05.2017) День в лагере или Мунхулик без меня

Ребята на вершине Мунхулика (высота 3577)

Еще один день отдыха и отьедания. Весь день тусила с соседним отделением  — у них тоже был день отдыха.

После прихода ребят стало понятно, что восхождения на этих сборах для нашего отделения закончились — у нас оставался последний день, но ребята устали на сегодняшнем восхождении на Мунхулик, и идти куда-либо на следующий день было не вариант.

День 8. (07.05.2017) Выброска

Сегодня дул очень сильный ветер. И ни одно из наших отделений никуда не пошло — и было принято решение спускаться в нижний лагерь.
Выспавшись, собрав все вещи, встретив еще  одну группу восходителей от нашего клуба, мы пошли вниз.
Тяжелый рюкзак снова тянул меня вниз — и спуститься за 3,5 часа, как это было в прошлый раз не удалось. Помешало еще то, что я немного заплутала при выходе из “пьяного”леса — минут 40 кружила по лесу, идя лишь по наитию и чувству направления, пока не увидела просвет между деревьями. Поняв, что это выход на Плато, я быстро пошла туда и была права, с облегчением увидев уже знакомое дерево с меткой с георгиевской ленточкой. Чуть выше на Плато меня уже ждали ребята.
Дальше уже все шло легче, пересекя Плато, вышли снова в лес, и благополучно добрались до Поляны.

Путь домой или пироженки, блины и Корчалык

Это была самая комфортная ночевка за все время сборов. Насте надоело спать в палатке и она пошла спать в лес — а это значило, что спала я в палатке одна. Как же это было здорово. Ночь была достаточно теплая, но жарко не было (как в предыдущие ночи, где я к середине ночи спала уже просто с расстегнутым спальником).

Где-то в 12:30 собрав все вещи мы выехали с Поляны…

Ориентировочно через час доехали до пос. Шуй,  помогли перегрузить вещи с Пазиков в фургон, и выдвинулись в Красноярск. Так как выехали рано, то было решено ехать без ночевки в Абакане. Дальнейшая наша дорога представляла собой гастрономический тур — останавливались почти во всех придорожных кафешках :DDD

Первое место, где остановились, была уже знакомая закусочная в Ак-Довураке — где мы все объелись шоколадных пирожных (наверно сделали дневную норму продажи пироженок за 15 минут:):)

Следующим местом остановки стала Абаза. После обеда в Ак-Довураке меня начало очень жестко рубить и вгонять в сон, а так как спать мне не хотелось, то я очень упорно сопротивлялась этому и предложила остановиться где-нибудь и выпить кофе. Этим местом как раз стала Абаза. К кофе все заказали себе блины со сгущенкой — блины конечно были так себе, но все же,  все равно пошли на Ура!
До Абакана мы доехали где-то около 9 часов вечера. Быстро проехав его, мы доехали до Корчалыка, устроив там себе снова праздник живота. :DDD
В Красноярск приехали где-то в 2 часа ночи. К 3 часам ночи я добралась до дома…

Зайдя в тесные стены квартиры, я с грустью осознавала, что я дома, что это замечательное приключение закончилось, что завтра меня снова поглотят рутина, какие-то городские заботы, переживания…

Но это была приятная грусть, ведь несмотря ни на что, я все равно соскучилась по своим родным, также радовали такие мелочи, как ванна, мягкая кровать… но я также понимала, что мне не усидеть долго на месте и сердце снова позовет меня в горы, и что я снова с радостью променяю этот городской, квартирный уют на горы, степи, озера…

Получилось очень много текста, сама не ожидала, что столько выйдет. Вышло может где-то коряво и не очень красиво (прошу строго не судить) — просто захотелось описать это все, поделиться с вами.

P.S. Спасибо всем, кто осилил до конца мой труд.

P.S.S. Если вам понравилось — сообщите мне пожалуйста об этом, если не понравилось  тоже — я открыта к критике и готова совершенствоваться:)

Брычева Ирина

Спуск с Таймыра

Учебные занятия — спас.работы — вязание носилок и перенос пострадавшего

Учебные занятия — спас.работы — вязание носилок

Учебные занятия — спас.работы — вязание носилок и перенос пострадавшего по рельефу

Восхождение на Мунхулик

На вершине Мунхулика

На пути домой

9 Комментарии к посту Еще немного о Туве

1. Дочитала до конца :) Очень интересно узнать мысли и чувства других участников сборов, их мотивации… Спасибо, что поделилась

2. Очень крутой пост, Ира молодец!

3. Ира, ты — крутая восходительница! Прочитала на одном дыхании. Наверное, самое интересное — читать не про то, как все было хорошо и гладко, а узнать, что было не так. Я мало что знаю о горах, и весь рассказ у меня в голове почему-то вились зеленые пейзажи, хотя ты же четко написала, что проваливалась в снег, а в конце — фото, на которых отчетливо видно, что было очень даже снежно. От некоторых кадров прям дух захватывает! Можно на части делить еще рассказ, когда так много фото. Пиши еще!

4. Спасибо большое за обратную связь:) очень приятно, что вам понравилось и было интересно:)

5. Ира, молодец! Как будто с вами побывал! :-)

6. Так вот оно,вот как проходят сборы. Ира,спасибо!