Фотки-фотки-фотки!

http://vk.com/id151164916

Господа и дамы одноклубники! Поскольку я сейчас нахожусь в далекой от родимых Столбов и любимого клуба Москве, то, к сожалению, не могу принимать активного участия в мероприятиях клуба, как культурных, так и бескультурных, как тренировочных, так и идейных и на благо клуба. Но это вовсе не значит, что я не принимаю вообще никакого участия в жизни клуба. Со многими членами клуба я часто переписываюсь, некоторым звоню, с некоторыми даже удалось к счастью повидаться и в москве и в красноярске в период моего короткого отпуска.

Ну и, как вы наверное заметили, довольно часто нудю про фотки, чтобы вы не ленились выкладывать их в нашу группу вконтакте и во фликр, чтобы они появлялись у нас на сайте. Знаете зачем это нужно? Я думаю, знаете. Но я все равно скажу!!

Лирика

В первую очередь, это, конечно же, для нас самих, родимых и любимых. Каждая отдельная фотка — это кусочек истории. Истории нашего клуба, истории нас с вами, как его членов. И просматривая периодически эти фотки можно вспомнить как много уже успел пережить клуб за какие-то 5 лет (это же на самом деле не так много). Тренировки, посиделки, сборы, экспедиции — все это у нас запечатлено с разных ракурсов, разными объективами, разными фотоаппаратами и разными фотографами. Это МЫ там с вами, друзья! и это не просто разноцветные пикселы в памяти компьютера, это дверь в прошлое, в ностальгические воспоминания о былых геройствах, дебошах, падений, достижений, да обо всем! И полезно периодически эти воспоминания освежать, дабы знать, сколько сил то уже вложено разными людьми в этот клуб, сколько драгоценного в нашей жизни времени отведено на него. И пусть это будет стимулом, чтобы поток таких фоток-воспоминаний никогда не заканчивался, а только восполнялся, а жизнь клуба бурлила все больше и больше. Чтобы и через 20 лет можно было смотреть альбомы разных лет и с улыбкой вспоминать каждое мгновение. Именно поэтому я постоянно напоминаю, что надо выкладывать фотки в альбомы группы, а не просто постить на ее стене или репостить свои альбомы. Будет также чудесно, если вы еще овладеете способом выкладывать их во фликр, не так уж это и сложно.

Ну а во-вторую очередь, все эти фотографии — это способ показать другим, какие мы есть, чем и как мы живем. Кто-то позавидует, кто-то поддержит, ну и дай бог кто-то присоединится  к нам, повидав как бодро наши члены клуба расшагивают по белоснежным вершинам альп, да как шустро они перелетают с одного столба на другой, даже зимой! Да, это реклама, да, это пиар. Но это один из самых честных и добрых видов рекламы, поскольку реклама лишь вторичная цель, а первичная — для удовольствия, для памяти.

Так, первое лирическое отступление можно считать оконченным, приступаю ко второму :)

Я никак не считаю себя фотографом профессионалом и всегда смущенно отрицаю это, когда мне пытается кто-то что-то подобное сказать, поскольку твердо считаю, что я все же любитель. Т.к. это для меня это хобби, для души. Не более. Это не мой заработок, это не моя стезя, это даже нельзя назвать основным моим увлечением и я не трачу на фотографию все свои сбережения. Но тем не менее, я это дело люблю, да. Поэтому и любитель ) Но тем не менее, хоть я и не профессионал в этом вопросе, осмелюсь попытаться навязать вам свое мнение по некоторым вопросам этой тематики. Холивар приветствуется! Итак, погнали!

Абстрактный конь в вакууме

Возьмем какое-нибудь абстрактное мероприятие, типа скалолазных соревнований на открытом воздухе по хорошей погоде и двух абстрактных людей, пытающихся запечатлеть это дело на свои фотоаппараты. Один пусть условно-абстрактно будет фотографом-любителем или не дай бог, профессионалом, а второй — просто… простым смертным (это который только знает, что чтобы фотка получилась — нужно нажать на кнопку фотика или телефона). Оба предполагаемых персонажа делают сумасшедшее количество фотографий, по 100500 в час, и с разных ракурсов, и в разных позах… А после того, как событие заканчивается, оба персонажа получают на выходе законченные абстрактные альбомы с фотками, которые выкладываются (ну, в случае с профессионалами, иногда и продаются) на публику и обсуждение. И как правило (но не всегда), работы профессионалов/любителей смотреть куда более интересно, чем обычных смертных. Поразительно! вот это да! А знаете в чем подвох? Что как правило, интересных фоток у простых смертных бывает не меньше, а иногда и больше, чем у любителей и профи. Но, самое печальное, что очень часто эти интересности остаются незамеченными зрителем по довольно простой причине: фотограф-любитель зачастую сильно заботится о том, чтобы его фотографии понравились зрителю и тратит на это время, а простой смертный — нет. Не заботится и не тратит время. Просто скидываем все фотки с флэшки в папочку, а эту папочку заливаем в вконтакт. Профит! Это как у нас, в IT-индустрии, есть одна очень замечательная технология разработки ПО, называется «Херак-херак и — в продакшн». Для каких-то несложных проектов это может и работает периодически, но только не для больших. Тоже самое и для фотоальбомов — помните, каждый раз, когда на вашей страничке появляется альбом с 200+ фоток за раз, тупо скопированных с флэшки — где то от печали и тоски умирает котенок.

Советы от Сани

Итак, второе лирическое отступление тоже можно считать завершенным, теперь настала пора самых хардкорных и спорных советов от Сани:

  1. Всегда следите за объемом фоток, которые вы выкладываете (или даже просто передаете другим) после события
  2. Всегда смотрите за качеством этих фоток, не ленитесь делать минимальную постобработку фоток

и все! всего два замечательных совета от Сани Акимова! и ваши альбомы будут набирать лайки как бешеные, а просмотр ваших фотографий для вас самих будет равносилен уходом в нирвану!

Но все же я не остановлюсь на этом и более подробно расшифрую эти два крайне важных совета.

Количество фотографий

Как часто вы наблюдаете в вк в ленте друзей, как кто-нибудь после отпуска жахает альбомчик на 400+ фоток как он/она загорали на пляже и фотографировались с аборигенами/обезьянками? Как правило, уже при взгляде на кол-во фотографий в альбоме уже становится дурно, но, вы из вежливости к другу/подруге решаете все же заглянуть в альбомчЕГ и посмотреть что там. А там — овердофига почти одинаковых фоток почти с одного и того же ракурса, но с разным положением рук, глаз, губ, ушей… Треть этих фоток тупо не получилось — либо автофокус ошибся, либо экспозамер сглючил (чересчур темная или чересчур светлая фотография). После первых 30-ти фоток скорость клика на следующую все увеличивается (правильно, вам же надо успеть просмотреть еще больше 300 фотографий, а вы не планировали отводить под это 2 часа вашей жизни!). После сотни фотографий самые терпеливые уже щелкают не останавливаясь, лайкают уже изредка. Если бы люди видели бы статистику просмотров фоток своих альбомов в виде графика зависимости кол-ва посещений от порядкового числа фотки, то со 100% гарантией могу сказать, что они бы видели довольно крутую кривую уходящую вниз. До 200й фотографии уже доберется только самый терпиливый, до 300й — единицы, до 400й — никто!

Хорошо, да, я капитаню, что слишком много фоток — это плохо, но какие же фотки тогда оставлять и сколько? Вот мои советы по этому поводу:

  • Перво-наперво, удалите все бракованные фотографии. Браком можно смело считать все фотки с промахнувшимся фокусом (когда нужный вам объект совсем не в фокусе) (знали бы вы, сколько таких у меня каждый раз!! многие из них с классным сюжетом, но к сожалению, не с тем фокусом. в 99.9% случаев я их удаляю), чересчур светлые, чересчур темные, с неестественными (и некрасивыми) выражениями лиц, положениями частей тела и т.п. В общем все неудачный фотки — сразу в корзину. Если они появляются в ваших конечных альбомах — это сразу -100 к вашей карме.
  • Старайтесь не делать альбомы больше чем 100 фоток для мероприятий с продолжительностью примерно в день и больше и 50-70 фоток для мероприятий, продолжительностью меньше. 100 фоток — это уже немало, если вы хотите, чтобы вашими фотографиями любовались. Но будет перебором выкладывать 100 фоток для события, которое длилось час-два. Почему?
  • Каждая фотка должна передавать какой-то сюжет. Сюжетом может быть человек, растение, цветок, пейзаж — что угодно. Но в нем должно быть что-то интересное. Если сюжет будет повторяться от фотки к фотке без особых изменений — то он мало того что сам по себе наскучит, он еще и делает весь альбом скучным. Но есть исключения — иногда серия фоток — сам по себе сюжет. Например, скалолаз делает красивые чередующиеся движения и это у вас запечатлено на нескольких кадрах. Имеет смысл оформить эти кадры одинаково — человек быстро пролистывая фотки, ощутит этот сюжет. Есть еще исключения — вы делаете портретные съемки и там разные выражения лиц, разные положения частей тела (рук, ног, etc…). Когда все эти фотки вам нравятся и у вас не поднимается рука удалить все, кроме одной — оставляйте несколько фоток, но не злоупотребляйте — если будет 10 почти одинаковых фоток одного сюжета — смотреть это будет весьма скучно. Если у вас на часовое событие 100 фоток — то скорее всего одни и те же сюжеты (и ли до боли похожие) повторяются слишком часто.
  • Если у вас слишком грандиозное событие и фоток с яркими сюжетами гораздо больше 100 — лучше разделить событие на несколько тематических альбомов. Деление может происходить на основание этапов события, если они есть, если нет — то по дням/неделям. Лучше выкладывать такие альбомы с некоторыми временным интервалом. Как создавать альбомы с разными фотографами это тема отдельного разговора.
  • Помните о главной тематике вашего альбома. Если фоток набирается шибко много, то имеет смысл удалять побольше тех фоток, которые меньше относятся к главной тематике. Не надо удалять их все, но они должны занимать все же меньшую часть вашего альбома.
  • Помните о тематике того пространства, в котором вы собираетесь публиковать альбом. Если это, к примеру, альбомы клуба, то будет несколько нетактично, если 90% фоток будут с людьми, не состоящими в клубе, не так ли? То же самое, что выкладывать фотки с велопохода в альбомы группы «Столбы»
  • Пройдитесь по отобранным фоткам хотя бы еще раз — часто бывает, что вы фотали один и тот же сюжет в разное время (например, одно и то же озеро в разные дни). Если сюжет действительно один и тот же, как правило стоит оставить лучший, остальные — грохнуть. Но, возвращаюсь к озеру — озеро на рассвете и озеро на закате — могут быть совершенно разными сюжетами и стоит оставить оба.

Почему я тут зацепляюсь за цифру 100 как условная граница количества фоток в альбоме? Сколько вы сами тратите время или хотите тратить время на просмотр чужих альбомов? Как правило — не более 5ти минут. А это не более 300 секунд, а значит, не более 3х секунд на фотку — уже вполне неплохо :) Альбомы с бОльшим количеством фоток провоцируют пользователя как бы тратить больше времени на его просмотр, но на самом деле зачастую просто увеличивается скорость просмотра фоток, а значит каждой отдельной фотке будет уделено меньше внимания.

Качество фотографии. Минимальная постобработка

492441Дааа. Никто из простых смертных этим не занимается и это то, за что так не любят фотографов-любителей и профессионалов, потому что это отмазка №1 для них почему они не делятся своими фотографиями сразу после события (а некоторые «обрабатывают» и годами!).

Почти все думают — ну раз у меня не зеркалка, то и обрабатывать мне фотки бесполезно. А вот и нет! Почти любую фотографию даже с мыльницы можно так обработать, что перед ней ахнут даже особые ценители искусства. Было же желание, терпение и время. Но сейчас речь идет не о замороченной ретуши фотки, а о простых действиях, которые помогут даже фоткам сделанным на телефон, не говоря уж о мыльнице.

Что я понимаю под минимальной постобработкой и зачем она нужна?

Так уж вышло, наш глаз — куда более совершенный девайс, чем матрица фотоаппарата и световой диапазон (от самого темного до самого светлого) у глаза необычайно высок по сравнению с матрицей. Когда мы смотрим на рассвет и на закат, то нам достаточно прищуриться, но мы хорошо видим все детали пейзажа и впереди стоящих предметов. А вот у фотоаппарата не так (у пленочного, чуть получше, чем у цифры, но все равно хило) — если в кадре будут присутствовать слишком яркие и слишком темные области, то скорее всего, выйдет лажа — либо пересвет, либо недосвет. Но, зачастую попадается промежуточный вариант — когда в яркий день очень много «деталей» фотографии «пропадает в тенях» — это значит что многое выглядит не так красиво, как могло бы быть, если чуток подшаманить обработкой.

Где и как «шаманить»? Вообще, существуют тонны редакторов. Самые крутые, на мой взгляд, это Adobe Lightroom и Adobe Photoshop. Причем для минимальной постобрбаотки идеален именно первый вариант — там уже специальные ползунки придуманы, чтобы «вытянуть тени», «подтянуть небо», «убрать виньетку», «убрать ХА» — достаточно пары движений ползунками и фотка готова! Серьезно! Над некоторыми своими шедеврами фотографы могут кропеть не один час, но для среднестатической фотографии достаточно и 30 секунд, чтобы «привести ее в чувство».

Еще есть гугловская тулза Google Picassa которой я довольно успешно пользовался, пока не перешел на лайтрум. Если кому лайтрум покажется тяжелым и занудным — пикасса — ваше все! Легко, просто, быстро, удобно.

Ниже я дам небольшой чеклист, что должна включать в себя минимальная постобработка на мой взгляд:

  • горизонт. тут все понятно, стараемся, чтобы горизонт не был «завален» (кстати с мыльницами такое случается значительно реже, чем с зеркалами).
  • Кадрирование. Очень часто глядя на фотку можно прийти к выводу, что самый сок сюжета находится на гораздо меньше площади, чем вся фотка. Кадрирование (кроп, обрезка) — значит, что мы обрезаем лишнее, незначащее пространство фотки. Очень советую не пренебрегать кропом, лично мне приходится кропить почти каждую фотку. Некоторые кропятся сильно, некоторые — совсем чуток, как правило, чтобы обрезать лишние детали, которые только отвлекают. Также, с помощью кадрирования выстанавливается правильная с точки зрения фотографии композиция кадра. Ну, там, правило третей и прочая лабуда. Кстати, в лайтруме операция кропа и выравнивания горизонта совмещены в одну функцию.
  • «вытягиваем тени», «глушим свет». Выравниваем общий контраст, проще говоря. На многих фотографиях это правится достаточно просто и эффективно. Кстати, тут не лишним будет заметить, что «вытянуть» из RAW-фотки можно в 2-3 раза более эффективно, чем из jpg. Это самое большое преимущество RAW’ок как таковых.
  • Цветовой баланс. Некоторые фотки можно сделать теплее (увод в сторону желтого), некоторые — холоднее (в сторону синего). Это очень простая операция, но она напрашивается на очень многие фотки, т.к. редко кто об этом заботится на этапе съемки. Также, очень многие фотографы делают фотки более насыщенными, что делает фотку как бы более профессиональней, и это реально дает хороший эффект, главное не переборщить и помнить, что как правило вместе с насыщенностью очень часто нежелательно повышается контрастность фотки.

Вот и все! Разумеется, обработать можно еще по многим аспектам, но даже если вы будете обращать внимание хотя бы на эти пункты и править по возможности — то ваши фотки будут выглядеть в 100 раз привлекательней!

Да, еще один важный совет:  не отдавайте никому своих фоток, пока не проделаете хотя бы некоторые из вышеописанных процедур. Т.к. за вас этим вряд ли кто будет заморачиваться, поверьте. Ваши бракованные и неудачные фотографии разойдутся по широкому кругу лиц и каждый раз у кого- то будет накапливаться осадочек, просматривая их. Поверьте — еще никто серьезно на меня не обижался за то, что я не отдаю оригиналы сразу и без обработки, зато мало кто видел то сумасшедшее количество брака, которое  я безжалостно удаляю со своих отснятых сессий.

Много-много букв, кто нибудь, интересно, дочитал до сюда? или так же, как с альбомом в 400 фоток, все слились на середине? )

Ну а вдруг (помечтаю), кто-то прочитал до конца, и даже в чем то согласен, и у него даже появились вопросы «ну а как же именно там ползунки то крутить??», «как же вытягивать то??». Если будут такие желающие, то могу устроить мини-ликбез (статейку написать) как я это делаю в лайтруме по быстречку.

Больше фотографий хороших! разных! с сюжетом и с душой!




12 Комментарии к посту Фотки-фотки-фотки!

  1. Дошла до места про «где то от печали и тоски умирает котенок» и не смогла читать дальше — захлебнулась слезами.
    А если серьезно — абсолютно не люблю фотать, но после этой статьи в следующий же свой поход на Столбы возьму завалявшуюся дома мыльницу и кааак наснимаю чего-нибудь!! а потом выберу, что показать сенсею 😉 обрабатывать, к сожалению, я вряд ли сподоблюсь, ибо ленивая слишком…

  2. Завтра на тренировку все с фоторужьями

  3. Интересная статья! Пора доставать свой сотик, 1пиксель и фотать шедевры!

  4. Товарищ автор,
    вот Ксения почти сдержала свое слово. Она реально взяла свою мыльницу на вчерашнюю тренировку, но так как тренирующихся она не нашла, то и фоток соответственно нет.

  5. Да, с фотоохотой у меня не задалось :-( на тренировку слегка опоздала… зато потом можно было сделать пару интересных фоток — облагораживание приалисовской территории и новый имидж главного инструктора. Это тоже, так сказать, часть жизни клуба. Но, к сожалению, к вечеру я уже забыла о своей фото-миссии.

  6. Неужели гл.инструктор отрастил бороду?

  7. Много. Много буков. С душой и с юморцом и с полезностями! )

  8. сейчас с бородами-то поаккуратнее надо, могут не так понять…

  9. плохо, очень плохо. В былые времена ведьм сжигали и за меньшее.
    но, так на этом событии поприсутствовать я смогу не скоро, а в Москву вы ее вряд ли повезете сжигать, так уж и быть, дадим ей еще один шанс. ждем фотошедевров от тебя, Ксения Сергеевна!

  10. Константин, сохраним интригу до появления первых фотографий 😉 тем более, фотать мне все равно придется, а то вон уже сжечь обещают… и зачем я на это подписалась, ведь знала же, что инициатива наказуема!!

  11. Ой Ксения,я вас умоляю….Сколько раз они грозились тебя сжечь,а на тебе до сих пор не пузырька.Они просто пугаю.

Добавить комментарий