Сюр-Даба

Наступили долгожданные новогодние праздники, а это значит, что пора. Пора выдвинуться туда, где нет связи, за сотни километров по асфальтовой, грунтовой, снежной дороге, к себе настоящему.

Вновь Мы поехали кататься в далёкие края, как и в прошлом году. На этот раз Мы уже знали, куда едем, и могли предположить, чего нам стоит ожидать. Делали планы, ставили цели, выбирали маршруты, но погода решила сыграть свою роль. Этот сезон казался достаточным по оснежению самых распространенных горнолыжных курортов Сибири, но везде свой микроклимат, погоде не прикажешь. Снега нет, кругом трава, курумник, камни, и лишь надутые склоны представляли из себя что-то более или менее вменяемое. Вот с чем нам пришлось столкнуться в этот раз на границе Хакасии и Тувы.

Наша Компания

В первый же день по приезду на уже полюбившуюся нам, доброжелательную базу «Снежный Барс», снарядившись полностью в экипировку, на 3 машинах поехали проверять перевал, ходить в горы и кататься. Нас ожидало небольшое разочарование в плане малого количества снега. Мы не отчаялись и начали внимательно высматривать, куда же сдувает весь снег и нашли его. Если хорошо просмотреть склон, то все равно можно найти заснеженный кулуар, который доставит достаточно, так необходимого нам, удовольствия. Для начала высматривали уже известные нам склоны, безопасные для раскатки и разминки. «Открывашка» как выражаются в горах. Для показа присоединившимся к нам новым участникам, чего стоит ожидать и во что они вляпались на этот раз. В первый день, несмотря на то, что мы приехали уже в обед, удалось спуститься аж 3 раза, что по горным меркам довольно неплохой результат, когда тебя поднимают вверх твои ноги.

Где-то это уже было

Главное - девчонки, несмотря на не первый за день подъем, остаются довольны

Главное — девчонки, несмотря на не первый за день подъем, остаются довольны и улыбчивы

Первые два дня стояла идеальная погода, солнце светило ярче высокогорных лагерей Кавказа. Ветер казался лишь небольшим морским бризом. Небо было не просто голубым, а космически синим. Под такую погоду катание превращается в одну эйфорию, а когда рядом с тобой точно такие же заряженные как ты люди, то это превращается в некое особое, атмосферное мероприятие.

Отличная, солнечная погода

Вдоволь накатавшись по уже известным склонам, натропившись по глубоким снегам, под палящим, как на южных морских курортах, солнцем, Мы решили, что нужно уходить дальше, ведь там, скорее всего, где высокие горы, нетронутые места, снега гораздо больше, склоны длиннее, солнце еще ярче. Решили устроить себе небольшой горный тур.

Спуск, спуском, а нам наверх

Спуск, спуском, а нам обратно, наверх

Космическое небо

Красивый неприступный склон, на котором мы планировали начертить свои линии, оказался совсем обижен снежными заносами, и даже из далека было видно, что он того не стоит. И все же мы, не теряя надежды, решили выйти на него и присмотреться ближе. Все оказалась точно так же, как мы видели с противоположной горы, добавилась только пара-другая каменистых грядок. Ее можно съехать по заранее просмотренной узкой линии, между камнями и островками открытой травы, по надутым до льда снежным кулуарам, но это бы не принесло столько удовольствия, как хотели все участники. Спуститься с этого склона — был только спортивный интерес.

Планировали туда

По пути нашего следования на запланированную вершину мы видели множество красивых, отличных, чистых, заснеженных склонов, но с длинными выходами обратно к дороге, вновь с набором высоты, чего так не хотелось.

Отличные, простые склоны

Увидев самую высокую в зоне видимости гору и чистую, длинную линию спуска с нее, мы, как истинные альпинисты, не удержались и решили штурмовать ее. Вершина с названием Сюр-Даба высотой 2581 метр, как после показывали топографические карты, являлась одной из наиболее высоких в округе. Линию спуска выбирали так, чтобы потом не выгребать из непонятно какого по счету ущелья и выйти к трассе до темноты, или попросту не заблудиться, хотя все треки писались на электронные устройства.

Выбранная гора

Сюр-Даба

Путь был непростой. В этот день было теплее обычного, но дул мерзкий, постоянный ветер, а небо затянуто темными низкими тучами. Ветер придавал ощущения суровости горных районов и не давал нам расслабиться на всем протяжении маршрута, всегда напоминая, что мы находимся, хоть и в низких, но Горах, и у нас всегда есть шанс остаться здесь навсегда. Кто-то подморозил, сгоревший за предыдущие дни на солнце нос и лицо, но как только начинался подъем вверх все сразу же отогревалось от внутреннего тепла. Раздеваться до термобелья не хотелось никому, каким бы жарким не был подъем.

Погода портится, тучи сгущаются, ветер отмораживает лицо

Идем, куда-то и зачем-то

Наш путь проходил четко по хребту со спусками и подъемами, но это был не ярко выраженный гребень. Периодически видимость ограничивалась опускавшейся с небес непонятной мглой, в виде облака или мелкого снега. Наконец, несколько сотен метров вверх по крутому надутому фирну, пытаясь вырубить сноубордическим ботинком что-то похожее на ступени (лететь вниз, с возможностью вылететь на надутый карниз с продолжением падения по склону, совсем не хотелось) и вот она, долгожданная, холодная, всеми забытая, обдуваемая со всех сторон, неприветливая вершина. С треногой, знаменующей высшую точку, на которую конечно же нужно было попытаться залезть, чтобы быть еще выше.

Есть Вершина!

Летом добраться до вершины не составит никакого труда, весь путь до вершины занял всего 5 километров. Зимой, в холод и ветер, с рюкзаком, доской, снегоступами, чтобы потом выгребать из ущелья, это занимает немного больше времени. Все шли, дыша друг другу в спины, ровными шагами, заряженные на отличный спуск. Высота стоила того — периодически мгла открывала нам освещенные золотыми лучами солнца сопки, перевалы, хребты, а вдалеке на юге проблескивала высокая горная вершина похожая по массивности на высшую точку северной Америки — Денали.

Погода решила ненадолго открыть нам великолепные виды

Быстро перекусив тем, что успели схватить из багажника машины, все начали готовиться к спуску. По надутому снежно-ледовому фирну аккуратно спускаемся с самой вершины и берем четкий курс на следующее ущелье к ручью. Весь спуск занял 2,5 км с перепадом в 570 метров — довольно неплохая тренировка ваших квадрицепсов.

Спуск

От туда

Оттуда

После спуска в нужное нам ущелье, погода начинает налаживаться, ветер не задувает со всех сторон, лицо отогревается. Уже низко висящее солнце освещает склоны, становится очень красиво. Под такую погоду одеваем снегоступы и начинаем подъем вверх, вновь на хребет, чтобы вернуться к перевалу, машине, теплу, уюту. Выходим к дороге, когда солнце уже окончательно село за горизонт, но все еще немного освещает путь. Машина в тот момент казалась просто райским оазисом в этом суровом месте.

На выход

Домой!

На третий день, после того, как мы уже вдоволь накатались по ближайшим горам, нам хотелось больше какого-нибудь альпинистского приключения, с включенным в него спуском с какой-нибудь горой, чем простого катания. Хоть все и устали, вымотались, потратили все свои запасы сил, я думаю, что никто не скажет, что все было плохо и больше он никогда не поедет с нами и будет кататься только на подъемниках по подготовленным трассам. Это действительно было похоже на небольшой альпинистский маршрут в горах, по крайней мере, по энергозатратам. Все искали приключений на свои души и нашли их.

Вокруг гор

Кругом только снег

Как только мы приехали на базу, нам сразу же предложили горячий суп, растопленную баню. Как же это прекрасно, что не нужно было после всего этого сидеть в палатке в пуховке и спальнике, греть снег на горелке и сопротивляться холоду. Хотя, в глубине сознания, этого хотелось.

Ходите в горы, Друзья!
И делайте это безопасно.

Котяра, который ходит в горы.